Искусство Shitakusa – основы композиции Nature Aquarium

Обязательно прочтите о системе пропорций - Nature Aquarium.

> три стиля Nature Aquarium и три типа композиции
> некоторые принципы композиции
> советы Амано с конференции в США
> советы Амано с Iwagumi Challenge 2006
> выбор аквариума

Существует три СТИЛЯ Nature Aquarium:
RYOBOKU - композиция из коряг
IWAGUMI - композиция из камней
MIZUBE - композиция из коряг, частично торчащими над поверхностью воды
.

 

dekor3

 

и три основных типа КОМПОЗИЦИИ:
Остров (Convex)
Треугольник,
U-образная (Concave)

Какой бы аквариум ни был по размеру и замыслу, идеальными будут только три типа композиции - Остров (Island), U-образная (U-Shape) и Треугольная (Triangular). Этого требуют объективные ограничения накладываемые спецификой создания композиции в ограниченном с четырех сторон прямоугольном сосуде и элементарные законы композиции в искусстве. Только придерживаясь трех основных типов композиции можно создать гармоничный подводный сад - любое отклонение приведет к разочаровывающим ошибкам.

  Композиция Остров (или Convex - выпуклая) Композиция Остров делается размещением коряг, камней и высоких растений в центре аквариума, оставляя свободное пространство по периметру. Это обманчиво простая композиция, которая на самом деле требует хорошей техники. Лучшего баланса можно достичь помещая корягу и камни немного сместив от центра аквариума. Лучше всего для такой композиции подходят высокие аквариумы 60х45hх30см, 90х60hх45см и 120x60hx45см.

dekor4

Композиция Треугольник (Triangular)
Все типы треугольников - равносторонний, неправильный, прямоугольный и пр. могут быть использованы в такой композиции.
Треугольники можно использовать при расстановке растений, коряг и камней, холмов песка. С самых разных точек зрения и направлений мы видим, что аквариум сам по себе довольно новая и сложная форма искусства. Для базовой треугольной композиции разделите сторону аквариума по диагонали (например, от верхнего-заднего-левого угла к нижнему-переднему-правому) так, чтобы получилось два треугольника. Грунт имеет уклон вперед - мелкий у переднего стекла, а к заднему слой все толще. При взгляде сбоку, нижняя передняя часть нижнего треугольника состоит из маленьких растений переднего плана, а более высокая задняя часть холма засаживается высокими растениями. Увеличивающаяся высота растений сформирует воображаемую диагональную линию по периметру сформированного треугольника.

Композиция U-образная (или Concave - вогнутая) Это зеркальное отражение композиции Остров. Коряги, камни, и высокие растения помещаются по сторонам, а пространство в центре оставляется свободным. Две стороны не должны быть одинакового размера, но соотноситься как 2:3, 3:1, или по золотому сечению (1:1,618). Этот тип композиции хорошо подходит для длинных аквариумов (например 180x60hx60см), и является самым простым видом композиции.

dekor6

Что касается композиции, когда у передней стенки аквариума открытый участок грунта, на котором растения не высаживаются, то для этого используется песок мелких фракций светлых цветов, гармонично сочетающихся с зеленью растений, камнями и корягами. Под этим участком грунта Power Sand и удобрения не закладываются. (по материалам vectrapoint.com, Aquascaping Design Basics)

На форуме APC есть целый ряд статей (на англ.) по композиции:
Philosophy: Aquascaping Philosophy 101, StevenChong-no-GMF on deviantART
Some Stages of the Aquascaper / Несколько стадий акваскейпера
Date: Tue, 07 Jan 2003 19:23:21 -0500 (прим. naman: лучшая статья о сути акваскейпинга)
Rules and principles / Правила и принципы
Aquascaping principles: http://www.aquaticplantcentral.com/forumapc/library/11777-aquascaping-principles-by-birgit-wolfgang.html
Golden ratio: http://www.aquaticplantcentral.com/forumapc/library/12051-golden-ratio.html (масса фотографий с анализом)
(прим. naman: ещё лучше тема Golden Ratio на форуме www.my-mac.net:
http://www.my-mac.net/forum/viewtopic.php?t=119&postdays=0&postorder=asc&start=15
Foregrounds / Фоны : http://www.aquaticplantcentral.com/forumapc/library/11951-aquascaping-journal-series-foregrounds.html
Step by step guides / Пошаговые руководства
Nature Aquarium - beginners manual (vectrapoint.com) -The Nature Aquarium Homepage (vectrapoint.com)
Tips and trics / Советы и подсказки
Aquascaping - Amano notes, AGA 2004 Convention
Aquascaping - Amano notes, AGA 2004 Convention - The Planted Tank Forum
Как заметил один британский аквариумист, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ разница между аквариумами Takashi Amano и более привычным дизайном это МАСШТАБ: он заставляет вещи выглядеть намного БОЛЬШЕ!
Каждый аквариум - это целый микромир с множеством самых разных уголков.

Успех создания композиции полностью зависит от расположения камней и коряг - они являются её основой. Если сделать аквариум с одними только растениями, композиция легко становится нечеткой, при росте растений будет ухудшаться баланс композиции. Если сделать основу из камней и коряг, даже когда растения почти полностью покроют камни и коряги они всегда будут служить ориентиром для стрижки растений и восстановления баланса.

  • Композиция вашего подводного сада почти полностьюзависит от того, как расположены коряги или камни. Главное- правильно строить три типа композиций - тогда сама формакоряг и камней не будет иметь ключевого значения.
  • При создании композиции корягами, камнями, и посадке растений главная задача - правильно разделить аквариум на передний, средний, и задний планы.
  • Решающим всегда является создание Глубиныи Согласованности(congruity).

Коряги, камни и растения нужно располагать в нечетном количестве 3,5,7 штук - это один из важных Японских принципов композиции.
При укладке нижнего слоя грунта из лавы сделайте канавку у переднего стекла, чтобы средний слой кварцевого гравия красиво ее заполнил и закрыл куски торфа и лаву.
Не обязательно оставлять грунт у передней стенки ровным - придайте ему вид кочек, это придает аквариуму естественный вид.

  • Один из лучших уроков по созданию рельефа и оформления его в стиле Nature Aquarium можно получить посмотрев внимательно на фото хороших образцов Бонсай: земля покрытая мхом с торчащими корнями и камнями - практически одно и тоже что акваландшафт в NA.
  • Отличный совет Takashi Amano - использоватьбамбуковые палочкидля определения пространства, которое займут те или иные группы длинностебельных растений. Просто втыкай палочки длиной 25-35см в грунт очерчивая будущую группу растений. Так можно подбирать вариации композиции с разным расположением групп длинностебельных растений. Фото потом поможет правильно стричь группу по намеченной композиции. Очень удобно. (см. ADA "HOW TO LAYOUT-Making manual" 2005)

Видна еще одна маленькая хитрость мастера. Как правило, начиная со среднего плана все растения  слегка наклонены к передней стенке, а анубиасы высаживаются направив точку роста на зрителя. Это придает группе растений пространственную глубину.

За корягами и камнями на среднем плане растения должны повторять контур и камней – это придаст композиции естественность. (ADA "HOW TO LAYOUT-Making manual")

Композиция NA часто строится на правилах и принципах Японского сада и Сада камней, которым более тысячи лет..

Неровная поверхность грунта у переднего стекла - один из приемов, придающих акваландшафту естественный, природный, "дикий" вид. Если замысел другой, всегда проверяйте горизонтальность линии грунта.

  • СОВЕТ: Сделать снимок цифровым фотоаппаратом и развернуть его зеркально на экране компьютера - очень хороший способ проверить правильность композицииаквариума. Вы сразу увидите все недостатки.

Из советов Takashi Amano на конференции в США:

Принципы:
· сажать растения в нечетном количестве.
· растения с мелко рассеченными листьями лучше всего смотрятся на среднем или заднем планах, а растения с более плотными листьями ближе к краям аквариума.
· темные листья (красные или темно-зеленые) смотрятся лучше всего у задних краев, светлые листья - ближе к середине аквариума.
· располагайте растения и ландшафт (коряги и камни) так чтобы создать хороший контраст светлых и темных участков.
· светлый песок создает хороший контраст к растениям .
· используйте камни разного размера, смешивая большие и малые - как в природе .
· камни должны быть со скругленными краями .
· скрывайте свои намерения - позволяй растениям в некоторой степени скрывать камни, может даже полностью.
· аквариум с открытым песком впереди без растений - хорошая альтернатива традиционному Nature Aquarium, когда весь передний план заполнен небольшими растениями.
· привлекательная альтернативная композиция - делать примерно от середины склоны вверх в направлении к обоим задним углам.

Техника: 
· используйте хлопковую нить чтобы привязать Java moss к корягам или камням из лавы
· Java moss на камнях - отличный для краев аквариума, делая переход от переднего плана с голым песком к зоне с высаженными растениями.
· используйте коряги с Java moss или большие камни с Java moss как основу на заднем плане и для отбрасывания теней для создания контрастных областей
· привязывайте Anubias к камням покрытым Java moss пластиковыми стяжками (ties) и подрезайте почти все корни, чтобы сделать Rocked Anubias -(Anubias на скале).
· Rocked Anubias можно поставить прямо на песок или двигать куда угодно. Но, вначале, поверните его немного вперед чтобы скрыть корни. Позднее он вырастет вверх к свету.
· планируйте высаживать криптокорины только в местах с глубоким субстратом.
· используйте длинностебельные растения равной высоты с постепенным понижением к краям группы, в направлении вперед и к центру аквариума.
· садите длинностебельные растения пучками по 2-3 штуки сразу в одну и ту же ямку
· новый аквариум нельзя стричь в течение 3 месяцев!
· при первой подрезке растений, дайте длинностебельным растениям вырасти до поверхности воды, а затем подрежьте их до половины высоты .
· Anubias и Java moss отличные растения переднего плана так как они практически не требуют стрижки.
· прикрепляйте трубки фильтра и CO2 на боковые стенки аквариума снаружи, - это делает их невидимыми при взгляде на аквариум так как боковые стенки отражают то, что внутри него.
· сделать участки голого песка, можно используя куски картона для разделения песка от грунта. Медленно заполните по обе стороны картона на равную высоту там где они с двух сторон касаются картона. Затем аккуратно вытащите картон.
· делать уклон от переднего плана к задней стенке лучше когда на границе участков рельефа стоят коряги и камни для предотвращения сползания грунта. Камни, поросшие Java moss тоже отличный разделитель и подпорка для субстрата с уклоном.
· для разделения голого песка на переднем плане от остального субстрата хорошо использовать коряги и камни.
· свет, сзади вверх выглядит великолепно! Он подсветит рябь на воде снизу под углом и подчеркнет ее.
· для очень простых композиций используйте гальку обвязанную Java moss, расставляя вокруг центральных больших камней.
· группа переплетенных ветвей коряг полностью во мхе, выглядит великолепно когда она заполнена.

Ben Benton во время посещения ADA Iwagumi Challenge 2005записал такие советы Takashi Amano по композиции: 

1. Большинство тёмных пятен плохие. Это зависит от того, были ли они от плохого освещения, или задуманным эффектом акваскейпа.
2. Баланс, баланс, баланс. Если у вас густые заросли слева, значит должны быть густые заросли и справа в вогнутой композиции (U-shaped).
Крупные глыбы камней с одной стороны не получится сбалансировать несколькими небольшими камнями в другом месте или корягами.
Если у вас мягкий акваскейп с большинством пушистых растений, не садите длинностебельные растения которые торчат веником вверх в других местах. (последнее замечание получило наибольший акцент).
3. Используйте одинаковые камни. Не разных пород.
4. Никаких странных задников со складками и странных цветов.
5. Растения не должны быть переросшими и никаких плавающих растений.
6. Никаких прямых линий в композиции.
Перспектива по Takashi Amano

Системы пропорций которые мы знаем это золотое сечение, определение сильной точки аквариума по диагонали, правило трех-четвертей в фотографии и др. основаны на плоском восприятии композиции - то есть на виде сверху или спереди. Они слишком симметричны и предсказуемы, в них нет главного принципа композиции японского сада или Nature Aquarium - порядок в беспорядке, как это мы видим в природе.
В руководстве ADA есть рисунок неизвестной мне системы пропорций основанной, по видимому, на перспективном восприятии. Верхняя точка - это точка схождения перспективы, которая находится на уровне глаз стоящего человека (зрителя). Чтобы создать в аквариуме глубину, согласованность пространства и гармоничную композицию нужно располагать камни так, чтобы они повторяли схождение линий на схеме. Таким образом важнее не нахождение "сильных точек" по дну аквариума, а повторение направления и наклона сходящихся в перспективу линий! Это радикально отличается от западного метода построения композиции по золотому сечению и пр. соотношениям, рассчитанным исключительно на плоское восприятие композиции. Это подходит для плоских картин, но не для объемной композиции - аквариума, сада камней и пр.

dekor7

В руководстве ADA 2006 "HOW TO LAYOUT-Making manual" (pdf на aquagarden.it) есть фото аквариума - наложим на него построение перспективы композиции по Takashi Amano... полное соответствие!

А теперь построим ту-же схему, но с низкой точкой схождения перспективы - опустим точку зрения до уровня съемки фотоаппаратом - примерно на высоте верхней кромки аквариума или немного ниже... Waw!... Теперь видно, что для того чтобы сохранить ощущение перспективы выстроенное композицией, нужно значительно усилить схождение линий в перспективу, а это дает только... правильно - короткофокусный фотообъектив! Чем меньше фокусное расстояние, тем больше пространства захватывает объектив, и тем больше схождение перспективы к центру кадра. Фокусное расстояние объектива для такой сильной перспективы примерно 28мм.

dekor10

 

На фото сада камней хорошо видно (смотрите на стык боковой стенки аквариума с грунтом и урезом воды) насколько сильно схождение перспективы. Если сделать снимок объективом с большим фокусным расстоянием, аквариум на снимке будет "плоским", и мы не увидим правильности композиции которую видим когда видим его в натуре, когда точка схождения перспективы на уровне глаз стоящего человека! Разумеется, глядя на схемы построения композиции для аквариумов разной длины, понимаем, что для съемки 60см аквариума нужно фокусное расстояние объектива больше (с меньшим схождением перспективы), чем для съемки 120см аквариума, где требуется намного большее схождение перспективы из-за большей длины. То есть выбирать фокусное расстояние объектива нужно такое, которое в точности повторяет построение пропорций на схеме для данного аквариума. Важно делать/покупать аквариумы правильных, отработанных пропорций как у ADA.

 

Материалы  взяты с сайта http://www.amania-110.ru/Shitakusa/shitakusa-main.html

Комментарии закрыты.